Мы обучаем вокальному искусству!
Петь можно ВСЕГДА! Все желающие любых возрастов могут обучаться
на платном отделении Центра, а дети до 14 лет имеют возможность поступить на бюджетной основе.
Интервью
Глазковой Анны Дмитриевны
руководителя Городского методического центра по направлению «Вокальное искусство» Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры г. Москвы. Методиста и преподавателя вокала ГБУКиО г. Москвы «Центр вокального искусства Валентины Левко»
1. Расскажите о проблематике вашего направления. С чем вам пришлось столкнуться, став руководителем методического центра?

За всё время существования методического центра «Вокальное искусство» (он был создан в сентябре 2014 г.), моими предшественниками, Еленой Львовной Лапланш и Наталией Ивановной Поляковой (Н. И. Полякова и по сей день трудится на благо центра), была проведена колоссальная работа по реформированию и структурированию работы преподавателей-вокалистов Москвы. За шесть лет отмечены огромные сдвиги в налаживании профессиональных контактов и взаимодействия внутри нашего профессионального сообщества вокалистов. Когда меня пригласили на должность руководителя Городского методического центра «Вокальное искусство», чему я была очень рада, была подготовлена «благодатная почва» для дальнейшего развития и укрепления положительных результатов работы отдела.

Прежде всего моей целью является расширение спектра различных мероприятий, проводимых для преподавателей и учащихся и направленных, в том числе, на личностное развитие и профессиональную реализацию: это конференции, открытые уроки и мастер-классы ведущих преподавателей академического вокала и оперных певцов, проведение фестивалей и конкурсов, концертов учащихся и преподавателей г. Москвы. Кроме того, хотелось не просто мероприятия организовать и провести, но ещё и привлечь как можно больше слушателей и увеличить посещаемость, т. е. замотивировать и заинтересовать коллег; предложить им новые формы взаимодействия. Ведь не секрет, что многие преподаватели, вкладывая все силы в педагогическую работу, настолько устают, что сил на что-либо ещё просто не хватает. В этом плане, конечно, приходится проводить серьёзную агитационную работу, но динамика положительная, судя по растущему количеству участников и слушателей на наших мероприятиях.

Кроме того, одним из важнейших вопросов, я бы даже сказала, глобальных, является тема единства методики преподавания классического вокала: единства критериев звучания и оценки голоса как такового, критериев «слышания» и воспитания вокального певческого тона, репертуарной «политики» и многих других важных моментов, специфических для нашего направления. Все эти вопросы очень давно обсуждаются нашим вокальным сообществом и в музыкальных школах, и колледжах, и вузах. Особенно это актуально для ребят, обучающихся в ДШИ, ДМШ и студентов музыкальных колледжей, поскольку заложенные на начальном этапе обучения навыки и рефлексы являются основополагающими. Вопрос сложный и многоплановый, но всё же нам постепенно удаётся выработать единый вектор в направлении воспитания детско-юношеских голосов. Регулярные конференции, семинары-практикумы и мастер-классы с участием оперных певцов, ведущих преподавателей-вокалистов, специалистов по фонетике иностранных языков и ежегодное проведение окружных показов открытых уроков преподавателей – это те формы методической работы, которые способствуют обмену профессиональным опытом, расширению и укреплению педагогического взаимодействия.

С аншлагом и большим успехом в ноябре 2019 г. в Государственной художественной галерее А. Шилова прошла Московская научно-практическая конференция «Исполнительские аспекты венской классической вокальной школы». Актуально и то, что проходила она в преддверии Вокального конкурса учащихся вокальных отделов ДМШ, ДШИ и студентов музыкальных колледжей г. Москвы, посвящённого 250-летию со дня рождения Л. Бетховена, организованного нашим методическим центром. Преподаватели, концертмейстеры и учащиеся могли получить необходимую информацию об особенностях исполнения музыки «венских классиков», а также получить консультации по немецкой вокальной фонетике и увидеть вокальный мастер-класс.

Отдельно хочется упомянуть и о мастер-классах, которые проводились в рамках Конкурса в феврале в ДМШ им. Л. Бетховена. Почти 7 часов длились мастер-классы членов жюри Конкурса: профессора и преподаватели московских вузов, колледжей и школ проводили консультации с участниками конкурсных прослушиваний. Особый интерес вызвал мастер-класс гостя Конкурса, члена жюри Алессандро Сваба (Alessandro Svab), – уже второй год он специально приезжает из Италии для участия в наших мастер-классах и работе жюри.

Оба мероприятия имели большой успех. Кстати, в этом году к нам, в качестве слушателей, присоединились и специалисты из областных школ, Воронежа и Тулы.

2. Какую поддержку ваш Метод. центр оказывает педагогам? Какие мероприятия организовывает?

Прежде всего, для оказания помощи преподавателям методический центр создал группу кураторов работы в округах, руководителей окружных экспертных советов. Это 10 экспертов – ведущих преподавателей, которые оказывают профессиональное содействие на местах. Кураторы обеспечивают своевременное информирование преподавателей своего округа о предстоящих городских мероприятиях и событиях, проводят окружные концерты, педагогические семинары-практикумы, отборочные этапы учащихся для городских мероприятий, осуществляют помощь молодым специалистам, а также являются членами жюри городских фестивалей, конкурсов, в том числе конкурса «Гранты Мэра Москвы».

Вопрос проводимых на городском уровне сугубо методических мероприятий я уже затронула в ответе на первый вопрос, теперь немного поподробнее расскажу об остальных.

В конце прошлого учебного года мы впервые провели городской Гала-концерт выпускников, который имел большой успех и уже стал традиционным (в этом году, в связи с эпидемиологической ситуацией, мы провели его в онлайн формате). Год назад, 30 мая 2019 г., в ДМШ им. В.И. Мурадели прошёл Гала-концерт – своего рода вокальный смотр выпускников вокальных отделов московских ДШИ и ДМШ. В качестве почётных гостей были приглашены заведующие вокальными отделами музыкальных колледжей и вузов г. Москвы. Таким образом, мы надеемся осуществить наиболее тесное взаимодействие между звеньями образовательной цепи, преемственность, и дать возможность нашим профессионально ориентированным выпускникам возможность творческого общения с преподавателями следующих образовательных ступеней. Это, кстати говоря, тоже одна из проблем в работе нашего методического центра: тесного взаимодействия между звеньями образовательной цепи прежде не было, и сейчас мы делаем первые шаги в этом направлении. Мы регулярно поддерживаем связь с заведующими вокальными отделами столичных музыкальных колледжей и вузов; приглашаем в качестве членов жюри нашего вокального конкурса. В этом году некоторым конкурсантам по итогам конкурсных прослушиваний были сделаны конкретные предложения членов жюри о дальнейшем профессиональном ориентировании.

Вообще, сезон 2019/2020 учебного года стал очень плодотворным. Кроме мероприятий методической направленности, о которых я уже немного рассказала, были организованы концерты одарённых детей «Золото осени» (октябрь 2019 г.), в которых приняли участие лауреаты и дипломанты различных городских мероприятий, организованных Городским методическим центром «Вокальное искусство» в предыдущем учебном году, а также концерт духовной музыки Городской педагогической вокальной филармонии (январь 2020 г.). Таким образом, мы дали возможность творческой реализации большому количеству учащихся, а также нашим преподавателям, для которых сольное исполнительство – отдельная часть профессиональной жизни.

Для преподавателей практика сольного исполнительства особенно важна, на наш взгляд, поскольку поддержание личной вокальной формы – это отдельная сфера деятельности. Это очень серьёзный труд и дополнительная нагрузка на голоса вокалистов, учитывая то, что преподаватели растрачивают свои голоса на показы и объяснения своим ученикам. У некоторых преподавателей до 30 учеников в классе. Тем не менее, очень важно, чтобы учащиеся не просто получали вокальные навыки в рамках уроков, но и видели, как это работает на практике – на примерах своих преподавателей. Это, конечно, большая ответственность – выйти и показать «класс» перед своими коллегами, учениками и родителями учеников, но какая мотивация для личностного роста и сколько восторгов в глазах учеников, когда преподаватель – такой привычный в обстановке класса, – выходит на сцену в концертном платье и прекрасно поёт. Для детей это психологический момент, мотивирующий на более высокие достижения в обучении, любовь к вокалу и своему маэстро, а также воспитание культуры слушания, посещения классических концертов учащимися и их родителями.

Одной из важнейших задач в работе нашего отдела мы считаем воспитание музыкального вкуса, восприятия и любви к классическому искусству у широкой любительской аудитории. В феврале 2020 г. мы впервые провели на городском уровне Фестиваль семейного музицирования. Задумка получила большой отклик со стороны преподавателей и семей учащихся вокальных отделов. Были подготовлены потрясающие вокально-инструментальные номера, в которых наши ученики выступили со своими близкими в новых, непривычных, формах. Это был настоящий праздник добра и любви!

Гордостью нашего методического центра является Конкурс учащихся вокальных отделов ДМШ, ДШИ, студентов музыкальных колледжей и вузов г. Москвы. Ежегодно Конкурс посвящается знаменитым композиторам или академическим певцам; в этом году – 250-летию со дня рождения Л. Бетховена; это был уже четвёртый Конкурс, который собрал 230 участников. Это масштабное мероприятие, которое проходит в течение всего учебного года – уникальный проект нашего Городского методического центра. Традиционно он проходит в 3 тура с интервалом в 1,5-2 месяца, что даёт возможность конкурсантам немного отдохнуть и подготовить новую программу. На протяжении конкурсных прослушиваний членами жюри отслеживается динамика вокального «роста» участников и создаются прекрасные условия для того, чтобы юные вокалисты смогли продемонстрировать не только свой вокальный талант, но получили новые знания и ценные рекомендации по профессиональному ориентированию. В рамках мастер-классов членов жюри Конкурса – опытных представителей музыкально-педагогической среды города, профессоров ведущих музыкальных колледжей и ВУЗов г. Москвы, – участники конкурса получают возможность творческого и профессионального общения.

Важно отметить, что жюри конкурса очень большое, в этом году работало 19 человек (из них 11 – в первом туре и 10 – во 2 и 3 турах), и его состав изменяется от тура к туру и в разные дни прослушиваний (5-7 человек каждый день); заранее никто из участников, да и самих членов жюри, не знает, в какой из дней кто из членов жюри будет оценивать конкурсантов. Таким образом, мы обеспечивает беспристрастность и профессиональную «экологичность» суждения.

В этом году мы впервые открыли дополнительную так называемую «обратную связь» участников конкурса с членами жюри: преподаватели и родители участников могли сделать запрос в орг. комитет конкурса с просьбой о написании творческой характеристики выступления конкурсанта с расшифровкой полученных баллов, пожеланиями членов жюри,

замечаниями. В этом году мы получили около 70 обращений (это почти треть всех участников). Безусловно, это оказалось сложным организационным моментом для нас, как учредителей, но это очень важно: только таким образом можно выстроить единую политику развития и более полное взаимодействие. Ежегодно возрастающее количество участников Конкурса подтверждает заинтересованность в воспитании и сохранении высокого исполнительского уровня молодежи, педагогического мастерства и концертмейстерского искусства, а также популяризации классической Культуры.

В этом году мы, к сожалению, были вынуждены отказаться от церемонии награждения и закрытия Конкурса в Рахманиновском зале МГК им. П. И. Чайковского, но очень надеемся, что осенью ситуация разрешится.

3. Как вы оцениваете уровень образования по вашему направлению в Москве, можете выделить его особенности (новаторские или традиционные) в сравнении с творческим образованием в других городах России или за рубежом?

Уровень вокального образования в Москве и России, в целом, разный. Я уже затронула косвенно эту проблематику в предыдущих ответах. Прежде всего, это связано с подготовкой педагогических кадров. Безусловно, в нашем городе есть серьёзный костяк «профессионалов с Большой буквы», на которых по сути и опирается наше профессиональное сообщество, но, тем не менее, есть «болевые» моменты: это преподаватели, которых непросто вызвать на контакт и взаимодействие, когда люди, в силу своих устоявшихся взглядов или амбиций, не готовы взглянуть на свою работу под другим ракурсом. Таких, к счастью, мало.

Одним из главных источников этих сложностей является изначальная разница в критериях звучания голосов, которая закладывается ещё в момент обучения в профессиональных учебных учреждениях будущих педагогических кадров. Вообще, не секрет, что российское образование отличается пестротой вокальных подходов, многонациональностью вокальных школ и многого другого, что отличает нас, например, от европейского образования. В Италии, скажем, все студенты вокальных отделов на одном из этапов обучения проходят распределение: одни продолжат обучение с направленностью на исполнительство, другие выберут стезю преподавателей. Естественно, и курс обучения будет совершенно иным. Все студенты, избравшие путь педагогики, будут с наибольшим углублением вникать в суть вокала с теоретической точки зрения, психологической, педагогической, репертуарной – там много тонкостей, но главное – выработан эталон звучания голоса. У нас такого нет. Я неоднократно слышала об этом от знаменитых русских оперных певцов, известных педагогов, в частности, и моего наставника – знаменитой солистки ГАБТа РФ, народной артистки РФ, профессора РАМ им. Гнесиных Левко Валентины Николаевны.

Если говорить о детском образовании в Москве или других городах России, то везде есть прекрасные специалисты. В столице, по понятным причинам, их больше. Мне довелось побывать на многих вокальных фестивалях и конкурсах, которые проводились не в Москве, и ситуации везде разные. Многое, конечно, зависит и от мотивации самих преподавателей: можно профессионально развиваться, посещая различные методические мероприятия и концерты, а можно забраться в «скорлупу» и просто «плыть по течению». На наши мероприятия, например, приезжали из Подмосковья, из Тулы, Воронежа, а на наш дистанционный вебинар, который проходил месяц назад, зарегистрировались больше 350 слушателей, в том числе из Турции, Белоруссии и многочисленных городов России. Надо отдать должное, вебинары оказались великолепной практикой профессионального обмена опытом, мы обязательно будем использовать это в нашей дальнейшей работе.

Говоря о новациях в методике преподавания классического вокала, мне кажется, мы постоянно открываем что-то новое. Идёт постоянный поиск подходов в обучении вокалу: не секрет, что к каждому ученику подбирается индивидуальный подход, с учётом его физиологии, психо-физики, этапов развития. Есть, конечно, традиционная база, но творческий и педагогический поиск необходим всегда!

Современные технические возможности дают, а иногда даже и диктуют классическим вокалистам новые «правила»: так, например, на некоторых мероприятиях нашим исполнителям приходится петь в микрофон и под «минусовку». Подобная практика непривычна для классических певцов, но, в последнее время, набирает обороты, а значит детям иногда нужно давать возможность подобной практики: они должны быть подготовлены к реалиям современности.

Ещё один новаторский творческий эксперимент, который мы хотели бы осуществить – это проведение Фестиваля военной песни «Майский вальс» в сопровождении 3-D проекции. Сейчас это возможно в Москве на сцене Музея им. А. Н. Скрябина. Пока, к сожалению, мы вынуждены были перенести фестиваль на неопределённый срок.

Есть ещё идеи с творческими экспериментами, но пока нужно понять, насколько они для нас подъёмны.

4. Расскажите о вашем переходе в онлайн. Какие практики и программы вы используете? Насколько онлайн сочетаем с вашей дисциплиной и есть ли у него будущее?

Март текущего года внёс существенные изменения в нашу профессиональную жизнь. Переход на дистанционное образование стал тяжёлым испытанием. Тем не менее, мы занимаем активную позицию в этом вопросе и, конечно, выработали для себя некий алгоритм действий в текущей ситуации. Вопрос очень объёмный, и, думаю, продуктивнее для наших читателей будет посмотреть вебинар Городского методического центра «Вокальное искусство» от 29 апреля 2020 г. ссылка В том, что касается организации мероприятий дистанционно, мы также нашли способы реализации для наших преподавателей и учащихся.

9 мая наш методический центр реализовал два проекта на платформе канала YouTube и на нашей официальной странице в Facebook. Это Мультимедийный проект, посвящённый 75-летию Победы в Великой отечественно войне «Поклонимся великим тем годам….», в рамках которого преподавателями, учащимися и их родителями были подготовлены настоящие видеоклипы на песни военных лет. От исполнения до видеомонтажа – всё делали сами ребята! В течение всего праздничного дня были выложены 28 великолепных клипов, а венчал проект Городской флешмоб учащихся и преподавателей вокальных отделов «Катюша», в котором приняли участие 110 исполнителей.

Общее количество просмотров наших мероприятий в этот день превысило 1500 просмотров.

Ещё одно мероприятие, которое состоялось 30 мая – Виртуальный гала-концерт выпускников вокальных отделов ДМШ, ДШИ и колледжей г. Москвы. Вы сможете увидеть его на платформе канала YouTube и официальной странице нашего методического центра в Facebook.

Эти опыты, безусловно, можно отнести к положительным сторонам онлайн-образования и использовать эту практику в дальнейшем.

Если же говорить об онлайн занятиях классическим вокалом на постоянной основе, – это неприемлемо, если мы хотим проводить уроки качественно на профессиональном уровне и получать соответствующую «отдачу»; только в отдельных исключительных случаях уроки онлайн могут быть единственным решением в обучении, например, для некоторых детей с ограниченными возможностями.

5. Какие узкопрофессиональные статьи и ресурсы вы можете посоветовать по вашему направлению для педагогов, которые хотят быть в курсе всех актуальных методик?


Список рекомендуемой литературы по специальности
«Сольное пение. Академический вокал»:

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1996. - 368 с.

2. Чаплин В.Л. Физиологические основы формирования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости. - М.: ИнформБюро, 2009. - 180 с.

3. Левко В. Н. Культура сольного пения: методические очерки. - М.: Музыка, 2019. - 200 с.

4. Левко В. Н. Произведения зарубежных композиторов для голоса и фортепиано. - М.: Музыка, 2020. - 52 с. Нотное издание содержит методические комментарии В. Н. Левко для исполнительской и педагогической практики.

5. Яковлева А.С. Искусство пения: исследовательские очерки, материалы, статьи. - М.: ИнформБюро, 2007. - 480 с.

6. Яковлева А.С. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия. - М.: ИнформБюро, 2011. – 132 с. 7. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы: учебное пособие по курсу истории вокального искусства. - 2-е изд. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1997. - 152 с.

8. Полякова Н.И. Детский голос: особенности развития, выбор репертуара: Учебное пособие.- СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. - 224 c.

9. Полякова Н.И. Академическое сольное пение. Программы для ДМШ и ДШИ: Учебно-методическое пособие. - СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. - 184 с.

Интернет-ресурсы:

- Фонд Елены Образцовой в соц. сети Facebook
https://www.facebook.com/elena.obraztsova.fund

- Культурный центр Елены Образцовой в соц. сети Facebook
https://www.facebook.com/groups/537292859703363

- Клуб любителей оперы в соц. сети Facebook
https://www.facebook.com/groups/operissimo

- OPERA GLOBUS ARTIST MANAGEMENT. Европейский Центр прослушиваний в соц. сети Facebook: https://www.facebook.com/groups/228977487686250

- Capella: всё о вокале в соц. сети В контакте: https://vk.com/tample_capella

- Voci dell'Opera: Опера и балет в соц. сети В контакте: https://vk.com/operavoci

- Нотный архив Б. Тараканова (ноты + транспорт нот) http://notes.tarakanov.net/

- Нотный архив России (ноты + транспорт нот) http://www.notarhiv.ru/

- Нотный архив https://www.musicaneo.com/ru/

- Электронная версия Музыкальная версия Гроува http://window.edu.ru/resource/640/17640

- Сайт «Музыкальное просветительство» http://muzprosvetitel.ru/

6. Какие наиболее часто задаваемые вопросы от педагогов вы получаете? Расскажите о топ-3 вопросов от преподавателей и ваших ответов на них.

1. Как лучше подготовиться к аттестации?

Вопрос аттестации, конечно, волнует большинство преподавателей, так как наличие категории, особенно высшей, даёт преподавателю не только дополнительные бонусы в виде доплат, но и высокий статус, позволяет ему позиционировать себя как преподавателя высокого уровня. Естественно, многие родители при выборе преподавателя для своего ребёнка смотрят на его послужной список, результаты работы и категорию, так что от наличия у преподавателя категории часто зависит и то, насколько талантливые дети придут учиться в его класс.

К счастью, ситуация, когда на результаты аттестации могло повлиять личное отношение руководителя комиссии к аттестуемым, уже много лет, как ушла в прошлое, и с момента создания нашего методического центра вопрос «экологичности», профессиональной беспристрастности, как на наших мероприятиях для детей, на конкурсе и отборах к концертам, так и во время аттестации, волновал нас самым серьёзным образом.

В ответ на подобные вопросы преподаватели получают рекомендации чаще участвовать в окружных и городских мероприятиях: в конкурсе, концертах, семинарах и конференциях; показывать своих учеников и работу с ними, слушать рекомендации коллег во время обсуждения на семинарах или получать отзывы членов жюри на нашем конкурсе. Для подготовки к записи своего урока для аттестации исключительно важна регулярная практика проведения открытых уроков (с начала работы центра было принято за правило, что преподаватели с высшей категорией показывают свою работу ежегодно, с первой категорией – один раз в 2-3 года, так же, как и те, кто собирается получить категорию). Кроме того, объясняем, как важно для преподавателя быть в курсе последних образовательных тенденций, новых методик, а для этого необходимо посещать те мероприятия, которые проводит наш центр и наши коллеги (например, Школу педагогического мастерства, которую проводит Фонд Елены Образцовой), а также смотреть мастер-классы в интернете. Не менее важно иметь широкий кругозор, много знать, а значит, читать соответствующую литературу об искусстве, педагогике, психологии.

2. По каким критериям оцениваются участники Вокального конкурса, городских концертов и отборочных этапов фестивалей, организованных Городским методическим центром «Вокальное искусство»?

Участники конкурсных и фестивальных прослушиваний оцениваются по следующим критериям:

- Вокально-технические навыки. Оцениваются вокальные и музыкальные данные, техническое мастерство: красота певческого тона, свобода владения голосом, чистота интонирования и т. д.

- Уровень художественного исполнения; соответствие стилистике исполняемого произведения, музыкальность и артистизм.

- Выбор репертуара: соответствие исполняемой конкурсной программы индивидуальным возможностям конкурсантов, художественная ценность, яркость и разнохарактерность произведений.

Исходя из нашего опыта, хочется отметить, что наиболее частой педагогической ошибкой является неправильно подобранная программа для конкурсного выступления. Это влечёт за собой «минусы» и по всем остальным критериям звучания голоса: если программа слишком сложная, с большей долей вероятности ученик не справится с произведениями технически, в исполнении не будет естественности голосообразования и свободы, тембральной красоты, а говорить о музыкальности и артистической раскованности в таких случаях вообще не приходится. Задача будет одна – допеть до конца, как-нибудь, из последних сил. В подобных случаях у нас возникает вопрос в объективности оценки возможностей и, кстати, об амбициях преподавателя в отношении своего же ученика. Нам кажется, что преподаватели должны разграничивать репертуарный план для своих учащихся, отдавая отчёт в том, для чего, с какой целью выбрано конкретное произведение: для конкурсного прослушивания или для работы в классе. Репертуар для работы в классе может быть немного завышенным, в рамках разумного, конечно, и должен ставить перед учеником определённую задачу личностного и вокального «роста». Другое дело – выносить ли данное произведение на публику или время от времени к нему возвращаться в классе, оттачивая сложные фрагменты на распевках, например, а потом переносить полученный навык на исполнение самого произведения или его части.

Бывает и так, что по диапазону произведение соответствует возможностям исполнителям, но содержание «взрослое», подразумевающее наличие соответствующего личного опыта. Когда мальчик 11-12 лет поёт о любовных переживаниях взрослого мужчины, да ещё и копируя своего преподавателя, часто создаётся эффект пародии. Об этом тоже надо задумываться при выборе репертуара.

Бывает такой вариант, когда программа спета интонационно чисто и достаточно артистично, но жюри оценивает исполнение не очень высоко. Часто причиной недостаточно высоких баллов становится «пестрота» звучания голоса, регистровая неровность, когда исполнитель «пережимает» голос в верхней или нижней части диапазона, а середина звучит тускло, при этом на переходах голос «ломается». Корень этой проблемы – слишком большой диапазон и форсированная манера голосообразования. Преподаватели должны понимать, что это чрезвычайно важный аспект, и этот вопрос надо грамотно решать для дальнейшего развития учеников. Задача жюри – сигнализировать преподавателям о том, что не всё в порядке.

Конкурсная программа должна подбираться с особой тщательностью, ведь здесь преследуется задача показать все наилучшие качества голоса конкурсанта и исполнения конкурсной программы в целом, которое должно быть органичным во всех отношениях. Всегда можно подобрать выигрышную программу для учащегося, скорректировать тональность произведений (это крайне важный момент), для которых это не запрещено. Довольно часто приходится наблюдать картину, когда исполняемое произведение не соответствует возможностям солиста или по технике или на психо-эмоциональном уровне. В таком случае члены жюри с сожалением и переживанием думают: «допоёт или не допоёт до конца», «сорвётся или нет». Наблюдая за проведением некоторых конкурсов и фестивалей, всегда вызывает удивление, когда лауреатами становятся дети, исполняющие сложные арии из опер, или сложные песни, романсы, которые должны были бы исполняться взрослыми певцами с определённым жизненным опытом, профессиональным вокальным диапазоном.

Все эти моменты чрезвычайно важны, о них мы всегда сообщаем нашим коллегам.

3. Часто коллеги обращаются за советами и помощью в работе с конкретными учащимися и конкретной проблематикой, например, когда у учащегося не получается устранить тот или иной дефект голосообразования, найти подход к решению вокально-технической задачи. В таких случаях, безусловно, всё зависит от индивидуального случая, единого алгоритма действий не существует: то, что поможет одному ребенку устранить проблему, для другого может иметь противоположное действие. Ещё очень важный фактор – психология учащегося: одни ребята практически с первого года обучения в состоянии анализировать свою соматику, голосовые недостатки, воспринимать конкретные замечания преподавателя для их устранения, другому же ребёнку нужно идти от образности мышления, например: «Спой плавно, словно речка бежит», и у ребёнка моментально возникает нужная ассоциация, скажем, в исполнении кантиленного произведения, – сначала в голове, а потом это передаётся и в звучании голоса.

Для профессионального взаимодействия и поиска как раз и были организованы педагогические семинары-практикумы в округах, – это прекрасная возможность спросить совета у коллег и получить конкретный доброжелательный отзыв. «Обратная связь» с орг. комитетом нашего методического центра и мастер-классы (об этом писалось выше) – тоже одна из возможностей для наших преподавателей и учащихся получить ответ на волнующие вопросы. Так, например, на один из мастер-классов была приглашена конкретная участница с преподавателем, поскольку ученица, обладающая прекрасным редким голосом, обнаружила во время выступления на конкурсе принципиально неправильные вокальные навыки, и наблюдая эту ситуацию со стороны, нам очень хотелось помочь ей и просигнализировать преподавателю о существующей негативной тенденции в голосе её учащейся. Мастер-класс прошёл в закрытой форме, чтобы его участники не чувствовали неловкости в присутствии большого количества и зрителей. Это уже вопрос профессиональной этики.

В заключении хочется сказать, что преподавателям не следует «прятаться» от участия в семинарах или прослушиваниях к концертам, от советов более опытных коллег: наш центр создан для оказания методической помощи, чтобы вовремя дать каждому нужный совет, и наши коллеги – кураторы в округах, – стараются быть корректными и доброжелательными, отвечая на поступающие вопросы и обсуждая проблемы, которые важно решить вовремя, не доводя до момента аттестации или какой-либо проверки качества работы. В любом случае, мы все работаем на благо развития нашей Культуры, вокального искусства, и наше взаимодействие повышает уровень работы.

Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами